Качество и безопасность выпускаемых продуктов питания — основные показатели конкурентоспособности любого предприятия пищевой промышленности. Чтобы обеспечить соответствие установленным стандартам, необходимо осуществлять контроль качества на всех этапах. Для идентификации товара и проведения проверок по различным показателям (органолептическим, микробиологическим, физико-химическим) выполняется отбор проб готовой продукции (ГП).
В процессе отбора образцов пищевой продукции, а также дальнейшего хранения и исследования контрольных образцов, на предприятии всегда возникают проблемы. Эксперты Консалтинговой группы «ИСУ» рассказывают о типичных проблемах контроля качества ГП и о том, как избежать их с помощью цифровизации данного направления.
Зачем проводится отбор проб пищевой продукции
Отбор проб на производственных предприятиях проводится, прежде всего, с целью оценки качества самого продукта. Образцы для проведения лабораторных исследований и испытаний могут отбираться как в процессе производства, так и после его завершения (когда товар должным образом упакован и промаркирован).
Общие правила отбора типовых образцов продукции для испытаний установлены ГОСТ P 58972-2020. Государственный стандарт предъявляет требования к процедуре, способам и методам отбора проб пищевой продукции, а также порядку их изолирования от других единиц (опечатывание, хранение в отдельных складских помещениях).
Согласно требованиям ГОСТ на отбор проб пищевой продукции, процедура отбора завершается составлением акта. Форма акта отбора образцов продукции должна содержать ряд обязательных пунктов: наименование ГП, дата, место и цель отбора, набор показателей, по которым будут проводиться исследования. Например, подкарантинная продукция (овощи, фрукты) всегда проверяется на содержание нитратов и пестицидов. Если допустимые нормы превышены, плодоовощное сырье должно подвергаться термической обработке либо уничтожаться.
Кроме качества продукта, исследование отобранных образцов позволяет оценить
- Качество тары и других изделий, контактирующих с продуктами. Так, на пивоваренных заводах оценивается герметичность бутылок, проводятся проверки на отсутствие сколов, испытывается прочность на разрыв под воздействием внутреннего давления.
- Качество маркировки и этикетировки. Этикетка должна соответствовать содержимому, ее отклеивание или выгорание на солнце недопустимо.
Чтобы производитель мог контролировать все необходимые параметры, контрольные образцы должны храниться на складе в течение всего срока годности. Также должна быть соблюдена температура хранения, указанная на этикетке. Хотя некоторые производители специально создают температурный режим на 2−3 градуса выше (как на полках супермаркетов), чтобы при необходимости провести внутреннее исследование поведения продукта.
Отбор проб образцов продукции при отсутствии автоматизации: распространенные проблемы
Хотя порядок отбора проб в рамках программы производственного контроля качества строго регламентирован, на практике часто допускаются ошибки.
Рассмотрим простой пример
Завод по производству соусов и плодоовощной консервации выпускает 30 наименований пищевых продуктов в день. Контролерам приходится регулярно исследовать огромное количество образцов, хранящихся на складе. Например, до окончания срока годности соусов нужно раз в месяц проверять, не расслоилось ли содержимое, не выпал ли осадок.
В результате существует большой риск пропустить какие-то из сотен образцов, и на рынок попадет партия некачественного товара. Это грозит финансовыми и репутационными убытками, а в самых серьезных случаях наступает уголовная ответственность.
Избежать ошибок и негативных последствий поможет автоматизация отбора проб и дальнейшей работы с контрольными образцами.
Преимущества автоматизации процесса отбора проб сырья и готовой продукции
Подсистема к 1С:ERP с встроенным конструктором чек-листов и модулем контроля качества, разработанная специалистами «ИСУ», фиксирует всю информацию о взятых пробах. В защищенной электронной базе указывается дата изготовления, срок годности, какой образец на какой полке хранится и т.д.
Функциональные возможности нашего программного продукта очень широки. Что конкретно может наша «умная» подсистема?
-
Формировать задачи и распределять их в порядке важности.
-
Оказывать помощь на каждом этапе (например, напоминать, что необходимо сделать перед отбором проб пищевой продукции).
-
Автоматически создавать отчеты и формы документов (журналы регистрации образцов, акты отбора и т.д.)
-
Следить за сроками и качеством выполнения задач.
-
Собирать аналитику, наглядно показывающую проблемы.
Результаты внедрения разработки оправдают и даже превзойдут ваши ожидания. После установки ПО удается исключить ошибки, связанные с человеческим фактором. Сотрудникам не придется вручную заполнять множество бланков. Вместо бумажных документов, имеющих свойство ветшать и теряться, на предприятии создается общая электронная база, максимально удобная в использовании.
Все регламенты начинают работать четко, руководство полностью контролирует ситуацию. Время, которое раньше уходило на проверки и анализ показателей, сокращается в 3 раза, экономия времени достигает 60%.
Плюсы сотрудничества с командой «ИСУ»
Консалтинговая группа «ИСУ» более 18 лет занимается цифровизацией бизнес-процессов на предприятиях различных направлений деятельности. Мы предлагаем уникальные программные решения, повышающие эффективность управления производством и способствующие экономии ваших ресурсов.
Ключевые преимущества нашего подхода к автоматизации
-
Ориентированность на клиента. Эксперты «ИСУ» проводят детальный анализ ваших потребностей и специфики бизнеса, выявляют слабые стороны, определяют точки роста.
-
Интеграция в вашу команду. Это помогает нам создать идеальный продукт и качественно обучить ваших сотрудников работе с ПО.
-
Создание функционального прототипа. Прототипирование позволяет оценить работу системы в реальных условиях и «докручивать» ее конкретного результата.
-
Реалистичные бюджеты, четкие сроки. Мы заранее согласовываем с клиентом бюджет и разрабатываем автоматизированную систему строго в оговоренный срок.
-
Всесторонняя поддержка после сдачи проекта (техническая и консультационная).
Заполните форму обратной связи, и мы перезвоним для обсуждения деталей сотрудничества!
В процессе организации и проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий руководство сталкивается с различными трудностями. Действующие регламенты работают плохо, сотрудникам приходится держать в голове множество задач, сроки проверок и анализов по контрольным точкам периодически пропускаются.
Задайте нам вопрос
Оставьте свои контакные данные, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время
+7 (495) 120-50-19
17630 г. Москва, Старокалужское шоссе,
д.62 корп. 1